Мнимая эффективность

В основу формирования современной бюджетной и финансовой политики должна ложиться не только их экономическая (освоил или не освоил полученные средства), но и социальная составляющая. То есть, необходимо понимание, с какой целью и зачем мы эти деньги расходуем, достигнуты ли конечные результаты и что получило общество в целом или отдельные группы потребителей бюджетных услуг от реализации конкретного проекта или мероприятия. Об этом в комментарии депутата Совета депутатов г.о. Химки Андрея Зайцева.

Только совместная оценка экономической и социальной составляющих бюджетных расходов позволяет говорить об их эффективности. С первым показателем все ясно – представленные в отчетах цифры могут засвидетельствовать, где мы преуспели, а где идет отставание. Со вторым - сложнее, поскольку социальная составляющая может зачастую характеризоваться относительным набором показателей, не поддающихся точному определению. Тем не менее, только сочетание самого бюджета и реализуемых через него государственных и муниципальных программ позволяют говорить о настоящей, а не мнимой эффективности.

Относительно того, насколько важна социальная составляющая, приведу несколько примеров. Начиная с 2013 года, в Старых Химках ведется (в последние годы прекращено) строительство физкультурно-оздоровительного комплекса на территории Центрального лыжного стадиона «Снежинка». В объект вложено более 300 млн бюджетных рублей. Экономический эффект вроде бы как стопроцентный. То есть, сколько было выделено средств, столько и освоено. А вот социальный эффект, выраженный в количестве занимающихся в ФОКе людей, - нулевой. Кто ответил за такую, с позволения сказать, работу? Никто. Почему, спрашивается, если со стройки украли машину кирпича, а такое, не отрицаю, может быть, виновные лица несут ответственность вплоть до уголовной. А когда полностью омертвлены все деньги, вложенные в объект, никто никакой ответственности не несет?

Строительство музея в парке Толстого - еще один пример аналогичного освоения бюджетных средств. Что-то построено, что-то оплачено, конца стройке не видно. Происходящее объясняют отсутствием средств. Спрашивается, зачем было держать в течение нескольких лет в руководстве финансового управления специалиста, который не может просчитать бюджет, предварительно проев доставшиеся в наследство около 2 млрд свободных рублей и загнав бюджет Химок в долговую яму объемом более 1 млрд рублей.

О каком социальном эффекте мы можем говорить, если ответственные чиновники не могут все это просчитать простыми арифметическими действиями? И кто ответит за столь рациональное освоение бюджетных средств?

С бюджетом связана и реорганизация бюджетной сети путем создания учреждений трех типов – казенных, автономных и бюджетных. Это подразумевало повышение самостоятельности и ответственности руководителей учреждений. То есть, выполнил государственное и муниципальное задание – получи свои деньги и расходуй на выполнение уставных задач. Сэкономил на зарплате – можешь использовать на ремонт, сэкономил на коммуналке – можешь выплатить премию персоналу. Нет прежней регламентации, когда использовать средства можно было только на статью, на которую они выделены. Об этом и свидетельствует письмо Минфина РФ, разъясняющее суть подобных изменений. И это стоит только поддерживать, поскольку инициатива, творческое отношение к делу должны стать краеугольным камнем развития бюджетной сферы. Для этого повышается и самостоятельность, и ответственность (теперь само учреждение, а не учредитель несет ответственность по своим обязательствам) руководителей учреждений.

Но не так думают в химкинской администрации. Экономию, и это проведено решением городского Совета депутатов, предложено забирать. И забирают ведь. Ну и к чему мы придем? Догадаться не трудно. К иждивенчеству, вечному попрошайничеству, когда во главу угла будет ставиться не инициативность и рациональность, а умение выпросить деньги и близость к начальству.