Финансовый провал чиновников оплатят химчане

Текущее состояние бюджета городского округа за прошедший период 2018 года можно охарактеризовать как застой. Причем застой с сохранением значительной долговой зависимости от коммерческих банков, практически ежемесячным подгоном расходов под факт поступления платежей, о чем свидетельствует уже шестое(!) за год уточнение бюджета, изъятие всей экономии, полученной по результатам закупочных процедур у отраслевых подразделений. Об этом в комментарии муниципального депутата Андрея Зайцева.

Не удивительно, что при таком подходе бюджетным учреждениям приходится финансировать немалую часть расходов за счет поступлений от платных услуг, наращивая их объем, а населению – платить за то, что раньше предоставлялось бесплатно.

Обратимся к цифрам. За полугодие при годовом плане налоговых и неналоговых доходов 6,5 млрд. рублей поступления составили 3,1 млрд. рублей или 47%. В принципе, нормально. В отличие то прошлых лет, когда расходы планировались без всякой увязки с возможными поступлениями. Наконец, до Гурьевой на четвертом году ее пребывания в должности дошло, что так нельзя делать. Хотя и прошлом и позапрошлом году об этом ее предупреждали и в печати, и на заседаниях Совета депутатов. Будем считать данный факт маленькой победой.

Что касается расходов, то их исполнение в целом составило 51,6% ( при среднеобластном значении 37,7%) к плану года, а если отсечь областные трансферты, то этот показатель приближается к 60%. О чем это говорит? Зажатый в тиски ранее сделанными долгами бюджетополучателей (добавим, за счет невыполненных обещаний Администрации, в первую очередь отвратительного планирования финорганом), бюджет эти долги должен гасить. Опять же в том числе и за счет новых заимствований у банков. Резкое сокращение финансирования всех направлений (за исключением , естественно, органов управления) и очень значительное исполнение бюджета за истекший период 2018 года, невольно наводит на мысль: а будут ли сохранены даже нынешние, весьма скудные объемы финансирования или опять бюджетополучателям придется по традиции ( к сожалению, она уже сложилась) залезать в долговую зависимость перед поставщиками? И это не считая более чем миллиардный на сегодняшний день задолженности перед коммерческими банками самого бюджета.

Кстати, одним из последних решений Совета депутатов (от 20.06.2018 № 20/1) планируемый объем расходов на обслуживание муниципального долга по предложению финансового органа изменился ( в 2018 г. - с 548,8 до 97,7 млн. рублей, в 2019- с 267,2 до 67,2 млн. рублей, в 2020 г. – с 496,2 до 49,2 млн. рублей). Ничего себе планирование, когда один из основных показателей бюджета, а для Химок он является, пожалуй, самым злободневным, финансовое управление не может правильно рассчитать. Разница не на один, и даже не на десять миллионов, а счет идет на сотни. Вот таким образом Гурьева подходит к формированию и исполнению бюджета. Далеко, однако, пойдем.

Надо заметить, что обслуживание муниципального долга (другими словами уплата процентов за кредиты коммерческих банков) связано исключительно с муниципальными заимствованиями, образовавшимися по причине того, что соответствующими структурами Администрации не был сбалансирован бюджет. Эти проценты не идут на какие-либо городские нужды и ответственность за то, что городской округ вынужден был прибегнуть к кредитам коммерческих банков должны, по логике, нести ответственные должностные лица за счет своего кармана. А фактически расходы по уплате процентов несут налогоплательщики, добросовестно исполняющие свои обязательства перед бюджетом.

Нехорошие люди, кстати, поговаривают, что часть полученных в виде финансирования денег приходится возвращать откуда они пришли. Даже некий план существует. Для этого приходится прибегать к различным уловкам – от их изъятия у поставщиков до разовых выплат избранным лицам. Не будем ни утверждать, ни опровергать. Но говорят.

Что остается в сухом остатке для населения? Остается слушать победные реляции руководства городского округа о достигнутых победах в области экономики и финансов. Из отчета Главы городского округа за 2017 год:

- управление финансами в Химках оценили на федеральном уровне;

- точки роста (2017 г. по сравнению с 2016г.): рост поступлений налоговых платежей на 6%, привлечение средств в погашение задолженности в консолидированный бюджет области =7%, снижение задолженности по арендной плате за землю – 30%.

И ВСЕ.

А как вам такой документ с громким названием «Доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности городского круга Химки на 2017 и планируемый значениях на 3-летний период», в котором делается упор на отраслевой разрез деятельности Администрации по различным направлениям. Документ, судя по всему, официальный и подписан первым заместителем Главы Администрации Д.А.Кайгородовым.

Что же мы находим в разделе, касающегося бюджета? А ничего, кроме ничего не значащих фраз о структуре бюджета, работе комиссии по мобилизации доходов, списка крупных налогоплательщиков и разъяснительной деятельности Администрации с плательщиками арендной платы.

Ничего не сказано о том, что бюджет был провален и по его исполнению мы заняли одно из последних мест в области. Весь год из-за недофинансирования лихорадило практически все отрасли, несвоевременно выплачивалась заработная плата. Впервые за много лет привлекли банковские кредиты для затыкания дыр, созданных из-за дремучего дилетантизма руководителя финансового управления своими же руками. Вошли в 2018 год с огромным долгом как непосредственно Администрации, так и отраслей, завязанных на бюджет. За что платили и будем платить проценты банку, измеряемые уже не десятками миллионов рублей.

Ну а основным достижением в данной сфер е является (цитирую): «отсутствие просроченной кредиторской задолженности по оплате труда». И на этом спасибо. Хотя для всех муниципалитетов, даже более слабых в экономическом отношении, это является само собой разумеющимся, обыденным делом. Или еще одна интересная фраза: «Не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа нет». Просто оторопь берет от этих слов. А как же ФРК Ирины Родниной на территории спорткомплекса «Снежинка», строящийся с 2013 года. Парк в Подрезкове и музей в парке Толстого, сроки ввода в действие которых неоднократно переносились? А учреждения образования? Список можно продолжать. Или в Химках считают, что если в качестве софинансирования на отдельные объекты привлекались деньги из вышестоящих бюджетов, надо использовать какой –то другой подход? Может все-таки лучше сказать: «Мы промахнулись, причем существенно, как в организационном, так и в финансовом плане. Обещали, но не сделали. Будем исправлять положение». Похоже, такой честный подход просто неприемлем.